Вход

Какая арматура лучше, металлическая или стеклопластиковая?

12 апреля 2016

Стеклопластиковая и металлическая арматура
Традиционно в строительстве использовалась стальная арматура. В информационных источниках стали писать о композитной арматуре, иногда даже представляя её как новейшую технологию. К сожалению даже многие профессиональные строители мало знакомы с такими материалами. На любой строительной площадке можно увидеть покрытые ржавчиной штабеля стальных стержней, всевозможные сетки и каркасы, изъеденные ржавчиной. Вид таких изделий производит весьма негативное впечатление и вызывает вполне справедливые претензии заказчиков. Между тем композитная арматура вообще не подвержена коррозии.

Новое или просто хорошо забытое старое

Так что же все-таки это за материал - композитная арматура? Полимерный высокопрочный стержень с рифленой наружной поверхностью. Состоит из неметаллических волокон, собранных в пучок, и эпоксидных или полиэфирных видов смолы, играющей роль связующего вещества.

В зависимости от вида неметаллических волокон композит носит своё конкретное название. Чаще всего используется стекловолокно, такая арматура получила название стеклопластиковой. Реже применяется базальтоволокно и углеволокно. Соответственно название такого вида – базальтопластиковая и углепластиковая.

Уже в середине прошлого столетия вопросами применения стеклопластиковой арматуры занимались во многих странах. Причины – недолговечность стальной арматуры вследствие неизбежной коррозии и не безграничность запасов железной руды.

Выдающийся советский учёный Бурков, одним из первых в мире, уже в 1941 году, выдвинул идею армирования бетона стеклопластиковой арматурой. В 50-х годах в СССР было начато первое опытное производство композитных видов арматуры.

Параллельно проводился целый цикл исследования преднапряженных изгибаемых элементов с ней. Были разработаны технические правила по изготовлению композитной арматуры, выполнено ряд рекомендаций по проектированию различных бетонных конструкций с её использованием и определены области применения. В шестидесятых - семидесятых годах стеклопластиковое армирование применялось в конструкциях из лёгкого бетона, а также в различных типах фундаментов, балках, сваях, ригелях, всевозможных плитных конструкций укрепления откосов, насыпей и так далее.

Применялась композитная арматура (в основном стеклопластиковая) и при строительстве мостов. Клееный деревянный мост впервые в мире был сооружен в 1975 году в Советском Союзе. Балки этого моста, изготовленные из еловой древесины, армировались четырьмя пучками из преднапряжённых стеклопластиковых стержней. В 1981 году в Приморье был сооружён мост с металлическими пролётными строениями, предварительно напряжёнными затяжками из стеклопластиковых стержней. Был возведён мост с армированием конструкций стеклопластиковой арматурой в районе Хабаровска. Сдан в эксплуатацию в 1989 году.

Композитная арматура, для изготовления различных конструкций, широко используется и в других странах. Так Канада мировой лидер применения композитных видов арматуры при постройке мостовых настилов. В США, Японии и многих европейских странах она широко распространена при строительстве современных автомагистралей, сооружений различного назначения, мостов и других объектов. В Японии её серийно применяют при строительстве сейсмостойких домов. В последнее время крупнейшим производителем и потребителем композитной арматуры становится Китай.

Основные достоинства и недостатки

Достоинства:

  • высокая стойкость к механическим воздействиям и коррозии;
  • низкая теплопроводность;
  • влагостойкость;
  • магнитоинертность и радиопрозрачность;
  • устойчивость к низким температурам;
  • высокая прочность на разрывные усилия, превышающая показатели стальной втрое;
  • удельный вес легче стальной в 4 раза, что особенно важно для индивидуального и дачного строительства;
  • отличается высокой стойкостью к противоморозным добавкам с содержанием хлора, автомобильной химии и всевозможным антигололёдным растворам;
  • допускает применение любых активных добавок в бетон, на неё не оказывают влияние кислоты, щелочи и соли;
  • неприхотливость при эксплуатации.

Недостатки:

  • модуль упругости, который ниже аналогичного показателя стальной в 4 раза. Это требует выполнение дополнительных расчётов в сооружении перекрытий, но не в фундаментах;
  • невысокая огнестойкость. При нагреве свыше 200 градусов механические и физические характеристики композитных видов арматуры резко снижаются. Однако непосредственный нагрев арматуры до такой температуры бывает исключительно при прямом воздействии огня. Это просто невозможно в фундаментах. Нагрев арматуры до указанной температуры возможен при нагревании бетонного изделия свыше 600 градусов и то при условии удержания такой температуры продолжительное время.

Причины малого использования в строительной отрасли

  1. Старые строительные нормы и технические условия, в которых предусмотрено, в основном, применение только стальной арматуры.
  2. Отсутствие законодательной технической базы, не позволяет проектным организациям предусматривать применение композитных видов арматуры при проектировании.
  3. Потенциальные заказчики строительства, в виду элементарной неосведомлённости о видах и свойствах композитных видов арматуры, неохотно соглашаются на их включение в проекты.
  4. Строители тоже не торопятся, в отсутствие проекта, вносить предложения о замене привычной стальной арматуры на композитную.
  5. Выжидательная позиция производителей, по мнению которых время расставит всё по местам и докажет перспективность её применения.

Вывод: композитная арматура современный и востребованный материал, который обязательно должен применяться для армирования фундаментов.

Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!

Подбери подрядчика