Какая арматура лучше, металлическая или стеклопластиковая?
Новое или просто хорошо забытое старое
Так что же все-таки это за материал - композитная арматура? Полимерный высокопрочный стержень с рифленой наружной поверхностью. Состоит из неметаллических волокон, собранных в пучок, и эпоксидных или полиэфирных видов смолы, играющей роль связующего вещества.
В зависимости от вида неметаллических волокон композит носит своё конкретное название. Чаще всего используется стекловолокно, такая арматура получила название стеклопластиковой. Реже применяется базальтоволокно и углеволокно. Соответственно название такого вида – базальтопластиковая и углепластиковая.
Уже в середине прошлого столетия вопросами применения стеклопластиковой арматуры занимались во многих странах. Причины – недолговечность стальной арматуры вследствие неизбежной коррозии и не безграничность запасов железной руды.
Выдающийся советский учёный Бурков, одним из первых в мире, уже в 1941 году, выдвинул идею армирования бетона стеклопластиковой арматурой. В 50-х годах в СССР было начато первое опытное производство композитных видов арматуры.
Параллельно проводился целый цикл исследования преднапряженных изгибаемых элементов с ней. Были разработаны технические правила по изготовлению композитной арматуры, выполнено ряд рекомендаций по проектированию различных бетонных конструкций с её использованием и определены области применения. В шестидесятых - семидесятых годах стеклопластиковое армирование применялось в конструкциях из лёгкого бетона, а также в различных типах фундаментов, балках, сваях, ригелях, всевозможных плитных конструкций укрепления откосов, насыпей и так далее.
Применялась композитная арматура (в основном стеклопластиковая) и при строительстве мостов. Клееный деревянный мост впервые в мире был сооружен в 1975 году в Советском Союзе. Балки этого моста, изготовленные из еловой древесины, армировались четырьмя пучками из преднапряжённых стеклопластиковых стержней. В 1981 году в Приморье был сооружён мост с металлическими пролётными строениями, предварительно напряжёнными затяжками из стеклопластиковых стержней. Был возведён мост с армированием конструкций стеклопластиковой арматурой в районе Хабаровска. Сдан в эксплуатацию в 1989 году.
Композитная арматура, для изготовления различных конструкций, широко используется и в других странах. Так Канада мировой лидер применения композитных видов арматуры при постройке мостовых настилов. В США, Японии и многих европейских странах она широко распространена при строительстве современных автомагистралей, сооружений различного назначения, мостов и других объектов. В Японии её серийно применяют при строительстве сейсмостойких домов. В последнее время крупнейшим производителем и потребителем композитной арматуры становится Китай.
Основные достоинства и недостатки
Достоинства:
- высокая стойкость к механическим воздействиям и коррозии;
- низкая теплопроводность;
- влагостойкость;
- магнитоинертность и радиопрозрачность;
- устойчивость к низким температурам;
- высокая прочность на разрывные усилия, превышающая показатели стальной втрое;
- удельный вес легче стальной в 4 раза, что особенно важно для индивидуального и дачного строительства;
- отличается высокой стойкостью к противоморозным добавкам с содержанием хлора, автомобильной химии и всевозможным антигололёдным растворам;
- допускает применение любых активных добавок в бетон, на неё не оказывают влияние кислоты, щелочи и соли;
- неприхотливость при эксплуатации.
Недостатки:
- модуль упругости, который ниже аналогичного показателя стальной в 4 раза. Это требует выполнение дополнительных расчётов в сооружении перекрытий, но не в фундаментах;
- невысокая огнестойкость. При нагреве свыше 200 градусов механические и физические характеристики композитных видов арматуры резко снижаются. Однако непосредственный нагрев арматуры до такой температуры бывает исключительно при прямом воздействии огня. Это просто невозможно в фундаментах. Нагрев арматуры до указанной температуры возможен при нагревании бетонного изделия свыше 600 градусов и то при условии удержания такой температуры продолжительное время.
Причины малого использования в строительной отрасли
- Старые строительные нормы и технические условия, в которых предусмотрено, в основном, применение только стальной арматуры.
- Отсутствие законодательной технической базы, не позволяет проектным организациям предусматривать применение композитных видов арматуры при проектировании.
- Потенциальные заказчики строительства, в виду элементарной неосведомлённости о видах и свойствах композитных видов арматуры, неохотно соглашаются на их включение в проекты.
- Строители тоже не торопятся, в отсутствие проекта, вносить предложения о замене привычной стальной арматуры на композитную.
- Выжидательная позиция производителей, по мнению которых время расставит всё по местам и докажет перспективность её применения.
Вывод: композитная арматура современный и востребованный материал, который обязательно должен применяться для армирования фундаментов.
Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!
Другие статьи
-
Как выбрать удачные шторы// Правила выбора одежды для загородного дома
Дом – материальное выражение наших предпочтений о красоте, удобстве, ценностях
Читать далее