Вход

Техническое обслуживание кондиционера своими силами

15 апреля 2017

Принцип действия кондиционера

элементы кондиционера

Изначально кондиционер был изобретен для снижения влажности в типографии. Со временем он модернизировался, и применялся уже в качестве генератора холода для помещений и камер хранений продуктов питания. В наши дни современные сплит системы способны не только охлаждать, убирать влагу из жилых помещений, но и обогреть их в холодное время года.

Рассмотрим основные модули и принцип действия кондиционера воздушного типа, работающий на охлаждение (рисунок 1).

Узлы, размещенные в наружном блоке:

  • 1. Компрессор. Поршневой, ротационный или винтовой насос, создающий необходимое давление для протекания процесса теплообмена.
  • 2. Конденсатор. Теплообменник, в котором происходит конденсация газа с выделением тепла.
  • 3. Вентилятор. Двигатель с лопастями, ускоряющий отвод тепла от конденсатора.
  • 4. ТРВ (терморегулирующий вентиль). Капиллярная трубка или регулируемый газовый кран для понижения давления в системе, которое способствует переходу хладагента из жидкого состояния в газ.

Узлы, размещенные во внутреннем блоке:

  • 5. Испаритель. Теплообменник, в котором осуществляется окончательное превращение фреона в газ с поглощением тепла.
  • 6. Вентилятор. Мотор с турбированными лопастями для распространения охлажденного воздуха.

Все перечисленные компоненты соединены в замкнутый контур, медными, алюминиевыми трубками разного диаметра.

В основу сплит систем заложено свойство жидкости отдавать тепло, и газа - поглощать тепловую энергию.

Поэтапный принцип работы устройства:

основные модули и принципиальная схема работы кондиционера
  • Этап № 1. В процессе работы компрессора создается давление (для R 22 – 7 - 8 бар; для R 410 А – 12- 13 бар.), которое перемещает фреон по замкнутому контуру.
  • Этап № 2. С подающей линии компрессора сжиженный хладагент, насыщенный теплом перемещается по конденсатору, интенсивно обдуваемый вентилятором, охлаждается и поступает на терморегулирующий вентиль.
  • Этап № 3. После ТРВ давление фреона понижается до (3,5 – 4, 5 бар для R 22 и 7,5 – 8,5 бар для R 410 А) и на испаритель подается охлаждённая смесь, состоящая из 20% газообразного и 80 % жидкого хладагента.
  • Этап № 4. Охлажденная смесь, двигаясь по испарителю, отбирает тепло с окружающей среды, разогревается и переходит в газовое состояние. Подачу горячего комнатного воздуха на теплообменник и распространение холодного потока по помещению обеспечивает мотор с турбированными лопастями.
  • Этап № 5. После испарителя, нагретый газ всасывается в компрессор. Цикл замыкается и повторяется до остановки насоса.

Представленный процесс происходит в любой сплит системе, оборудованной компрессором. Работа кондиционера на обогрев зимой осуществляется четырехходовым клапаном, который переключает направление движения хладагента. Клапан производит ротацию теплообменников, то есть в наружной части теплообменник выполняет функцию испарителя, а внутренней – конденсатора.

В случаях недостаточного количества хладагента в системе (наличие разъемных соединений, некачественных деталей и т.д.), частичного его превращения в газообразное состояние на этапе № 5 (наличие загрязненного теплообменника, повышенное содержание газа и т. д.) может произойти поломка компрессора. Дабы этого не допустить, сплит системе, желательно раз в год, проводить техническое обслуживание (ТО). Указанный период зависит от интенсивности и условий эксплуатации, герметичности разъемных частей (фото 1).

Оборудование для обслуживания кондиционера

В связи с доступной стоимостью услуг на обслуживание охладительных машин и достаточно высокой стоимостью оборудования, необходимых для выполнения этих работ, не целесообразно приобретать специальные инструменты и материалы для ревизии 1 - 3 кондиционеров.

Перечень спецоборудования, используемого в процессе ТО:

  1. Минимойка высокого давления. Прибор, предназначенный для глубокой очистки деталей машин (корпуса, картера и т. д.), наружного и в некоторых случаях внутреннего теплообменника. Для промывки подойдет маломощная станция со струйной насадкой. От мощных минимоек происходит деформация пластин теплообменника.
  2. Парогенератор. Устройство, которое генерирует пар с температурой около 120 град. Цельсия, применяется для очистки теплообменника, турбины от грязи и плесени.
  3. Набор отверток, плоскогубцы, разводные, шестигранные ключи. Перечисленный инструмент применяется для разборки корпуса кондиционера, проверки количества фреона и т. д.
  4. Электрический удлинитель. Провод длинной 15 - 25 м со штепсельной вилкой и розеткой, используется в случаях очистки кондиционера на улице или размещение точки питания на удаленном расстоянии.
  5. Манометрический коллектор. При помощи его производится проверка количество фреона в системе и качество проведения ваккумирования.
  6. Течеискатель. Прибор для исследования утечек газа. Вместо него можно использовать ручной распылитель, заполненный мыльным раствором.
  7. Электронные клещи. Тестер для проверки токовой нагрузки компрессора.
  8. Баллон со сжатым воздухом. Приспособление применяется для прочистки дренажной трубки. При небольшом, до 6 м, дренажном участке, с одним поворотом можно использовать тросик, проволоку.
  9. Средство для очистки кондиционера от грязи и плесени. Жидкость для борьбы с аллергенами, возникающие в процессе застаивания конденсата. Так же некоторые химические реагенты способны убрать загрязнение теплообменников.
  10. Страховочная система. При работе на высоте, в целях безопасности, необходимо иметь минимальный комплект альпинистского снаряжения: восьмёрку, карабины, анкера, страховочный пояс.
  11. Лестница. Используется для обслуживания наружного блока, размещенного на 1, 2 этаже (зависит от длины лестницы и цоколя).
  12. Вакуумный насос. В случаях демонтажа испарителя для очистки его под давлением не обходимо разъединить, а затем соединить блоки с вакуумированием внутренней линии.
  13. Перфоратор. Крепление анкеров для страховочной системы.

Перечисленное оборудование для обслуживания кондиционера должно быть у специалиста, который профессионально занимается сплит системами. При удобном размещении наружного блока, качественных компонентах системы и герметичности фреонопровода, для проведения ТО достаточно иметь инструменты, указанные с 1 - 8 позицию.

Пример проведения ТО

Проведение технического обслуживания рассмотрим на примере кондиционера Mitsushito SMC26SG. В сплит системе обшивка наружного блока легко демонтируется, корпус внутреннего блока снимается затруднительно. Поэтому, в первую очередь, подробно рассмотрим ревизию внутреннего блока, а затем приступим к наружному.

Ревизия внутреннего блока

Существует три основных способа качественной очистки внутреннего блока от загрязнения:

  • Способ № 1. Турбина очищается от грязи, плесени минимойкой, испаритель – при помощи специальной жидкости, корпус, картер, фильтра – мокрыми тканевыми материалами или минимокой.
  • Способ № 2. Вентилятор, теплообменник обрабатываются парогенератором, а остальные элементы мокрой губкой и тканью.
  • Способ № 3. В случаях сильного загрязнения испарителя, когда даже воздействие пара не приносит положительного результата, внутренний блок демонтируется и теплообменник, турбина, корпус промываются под высоким давлением.

Во всех перечисленных способах желательно на испаритель наносить средство для очистки кондиционера. Применение химического реагента на долгое время предотвращает развитие бактерий, вызывающих аллергию.

Так как при осмотре элементы внутреннего блока, представленного кондиционера, оказались не сильно загрязненными, рассмотрим, как производится чистка кондиционера парогенератором:

  1. Поднимите лицевую крышку и снимите воздушные фильтры (фото 2).

    поднять лицевую крышку и снять фильтры

  2. Выкрутите крепеж, фиксирующий переднюю панель (фото 3), отсоедините защелки (фото 4) и отделите ее от задней части корпуса.

  3. От передней панели отсоедините штекер платы вывода информации (фото 5).

    отсоединить штекер платы

  4. С картера демонтируйте шаговый привод горизонтальной жалюзи (фото 6).

    демонтаж шагового привода жалюзи кондиционера

  5. Освободите картер (ванна для сбора конденсата) от защелок (фото 7), и, приподнимая верх, вытащите его на себя.

    защелки картера

  6. С картера снимите дренажный шланг, и освободившийся поддон отложите к снятым деталям (фото 8).

    снять дренажный шланг

  7. Накройте отсек автоматики полиэтиленовым пакетом во избежание попадания влаги (фото 9).

    накрыть пакетом отсек автоматики

  8. В парогенератор налейте очищенную воду, желательно дистиллированную, и подключите его к сети питания.
  9. Обработайте лопасти турбины и испаритель паром, сконденсированную грязную воду улавливайте тряпкой (фото 10, 11).

    очистка испарителя паром
    парогенератором прочистите турбину

  10. Начисто протрите турбину, теплообменник и заднюю часть корпуса.
  11. От передней части корпуса отсоедините электронную плату (фото 12).

    отсоединить плату от корпуса

  12. Под напором воды промойте лицевую панель, воздушные фильтра, протрите их сухой губкой и положите высушиваться (фото 13, 14).

    промыть лицевую панель
    промыть водой фильтр

  13. Так как на картере присутствуют отделочные элементы из ткани, аккуратно протрите его мокрой губкой (фото 15).

    протрите картер кондиционера губкой

  14. Гибким кабелем или сжатым воздухом проверьте чистоту дренажного канала. При необходимости произведите прочистку (фото 16).

    прочистка дренажного канала

  15. К емкости для сбора конденсата подсоедините шланг и установите картер на место.
  16. На теплообменник нанесите средство для очистки кондиционера, например, Favor Cool Sb – 930 a (фото 17).

    средство для прочистки кондиционера

  17. По истечению 5 минут, при помощи распылителя, промойте обработанный теплообменник таким образом, чтобы грязная жидкость стекала по картеру на улицу (фото 18).

    промыть теплообменник водой

  18. Установите на место лицевую панель, но не фиксируйте ее к задней части корпуса.

Ревизия наружного блока

наружный блок кондиционера
  1. Подготовьте минимойку к работе: к всасывающей линии подсоедините шланг, к нагнетающей – пистолет с насадкой, опустите шланг в емкость с водой и, включив минимойку, выпустите воздух с нее.
  2. Так как наружный блок размещен на фасаде одноэтажного частного дома (фото 19), возле наружного блока установите лестницу высотой 1,5 м. Страховочную систему в процессе работы можно не использовать, потому что на представленной высоте, по технике безопасности можно работать без страховки.
  3. Открутите крепеж верхней и передней крышки блока и произведите демонтаж передней крышки.
  4. Накройте целлофановым пакетом электронные компоненты и компрессор сплит системы.
  5. Минимойкой, тщательно, вертикальными движениями, промойте пространство между пластинами конденсатора. Не допускайте загиба пластин, так как их деформация снижает теплообмен.
  6. Смойте грязь с нижней, внутренней части корпуса.
  7. Установите переднюю панель на место и промойте корпус.
  8. Включите кондиционер и проверьте работу вентилятора наружного и внутреннего блока на вибрацию. В случаях сильного биения крыльчатки ее следует отбалансировать.
  9. Выключите сплит систему. Зафиксируйте лицевую панель внутреннего блока саморезами, установите воздушные фильтры в специальные разъемы панели и закройте крышку.

Работа кондиционера на обогрев зимой в некоторых моделях осуществляется за счет установки обогревателя в дренажный канал и на корпус компрессора. Поэтому при работах обогреватель с дренажа необходимо убрать.

Чистка кондиционера парогенератором закончена, теперь производится проверка работы кондиционера.

Проверка работы кондиционера после очистки

Одним из главных технических показателей является количество хладагента в системе. При переизбытке фреона нагрузка на компрессор увеличивается, а при недостаточном количестве насос перегревается. Если содержание газа в кондиционере вовремя не сбалансировать, произойдет поломка главной и дорогой детали – компрессора.

Количество газа в системе можно определить по манометру, термометру (разница между температурой газовой и жидкостной магистрали), поведению газа в коллекторе, фактическому объему.

Очень часто специалисты для определения количества хладагента, используют манометр с коллектором. Этот метод косвенно определяет наполненность системы. Самые точные результаты получается достичь при температуре окружающей среды 20 - 30 °C.

Рассмотрим, как происходит проверка количества газа в системе:

проверить количество фреона
  1. К заправочному порту подключается манометрический коллектор, при этом вентиля коллектора должны быть в закрытом положении (фото 20).
  2. Кондиционер запускается в режиме охлаждения и производится замер давления. Фреон не нужно добавлять, если показания манометра будут находиться в диапазоне 3,8 - 4,2 бар для R 22 или 6,8 - 7,2 бар для R 410 А.

При значительных отклонениях от перечисленных выше показаний нужно исследовать сплит систему на наличие утечки. Проверка, чаще всего, осуществляется электронным течеискателем или мыльным раствором. В первом случаи, при определенной сноровке и чувствительной аппаратуре, можно быстро и достаточно точно определить место с дефектом, во втором случае трудно выявить участки с небольшой утечкой.

Порядок проведения исследования герметичности контура мыльным раствором или прибором:

  1. Определяется герметичность разъемных соединений.
  2. Определяется целостность паяных соединений.
  3. В случаях подозрений на утечку, при отсутствии ее в вышеперечисленных узлах, проверяются цельные участки соединительного трубопровода, трубки теплообменников, ТРВ и т. д.

Так как стоимость чувствительного течеискателя достаточно высока, можно воспользоваться специальным мыльным раствором. Он приготовляется из 50 г средства для мытья посуды, 25 г глицерина и 150 мл воды. Все ингредиенты необходимо перемешать и залить в емкость с распылительной насадкой для быстроты подачи пенного раствора на проверяемый участок. Благодаря эластичности раствора в месте утечки появляется большой пузырь, что и способствует быстрому определению дефекта.

При помощи электронных клещей определяется отклонение от номинальной силы тока. Рассматриваемый параметр указывается на информационной табличке, размещенной на наружном блоке. Токовая нагрузка снимается клещами с сетевого кабеля в момент работы компрессора. Если показания прибора соответствуют рабочему току, допускаются отклонения ± 10 %, тогда можно предположить, что система работает стабильно.

Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!

Подбери подрядчика