Вход

Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС)

13 Июля 2017

щебеночная смесь

Строительство различных объектов производится с применением искусственных и природных сыпучих материалов в виде смесей. Натуральный продукт – это известняк, гранит, гравий и компоненты на их основе, фракционный песок и щебень. Композиция из щебня и песка называется ЩПС – щебёночно-песчанная смесь.

Описание

Не сведущие люди, слыша впервые аббревиатуру «ЩПС», часто путают строительную смесь «песок-щебень» с обычным щебнем из известняка, гранита или гравия. Что же такое – ЩПС?

В общем понимании – это отходы, образующиеся при добыче и переработке горных гранитных или известняковых пород. Содержат в себе различные фракции (обломки) сырья, в том числе, карьерный песок.

Производство щебень-песка

В процессе разработки горных пород, крупные части гранита или известняка вывозятся. Оставшуюся смесь из карьерного песка и щебня различной фракционности транспортируют на дробильную фабрику. Производится очистка от грязевых и посторонних включений, сортировка, дробление. Полученную массу пропускают через сита. Таким образом создаётся несколько видов строительного материала. Состав и характеристики ШПС регламентируются ГОСТ25607-94 (ранее ГОСТ25607-83) «Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов».

Классификация

Основной критерий при разбивке на группы – размер зерна (фракционность щебня):

Маркировка Фракция, мм Области применения

С1

40.0

Составы для образования покрытий при строительстве автодорог различного назначения

С2

20.0

С3

120.0

Составы с непрерывной гранулометрией. Содержат все типоразмеры щебня. Применяются для создания дополнительных слоёв дорожного полотна. Используются для отсыпки обочин, формирования подушек

С4

80.0

С5

80.0

С6

40.0

С7

20.0

С8

20.0

С9

80.0

Составы с полупрерывистой гранулометрией. Отсутствуют некоторые типоразмеры дроблёной породы. Ближайшие фракции существенно отличаются по объёму зерна. Применяются на первичном этапе строительства. Возможна отсыпка обочин. Содержит значительное количество песка

С10

40.0

С11

20.0

С12

10.0

Составы для расклинцовки, – заполнение пустот между крупноразмерными зёрнами щебня

С13

5.0

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Грязевые, пылевидные и глинистые включения не должны превышать:

  • 20% от общей массы для составов, применяемых при образовании оснований;
  • 10% – при укладке покрытий.

Из таблицы можно заметить, что некоторые смеси имеют схожую фракционность и характеристики. Например, стоящие рядом ЩПС С4 и ЩПС С5. В обоих наличествует фракция 80мм. Но, для С5 характерно преобладание мелкой фракции, – до 40–50 мм. В С4 – превалирует 60–70 мм.

Обочины и внутренние слои должны хорошо пропускать влагу от атмосферных осадков. Поэтому, другой важный показатель, – дренирующие свойства. Коэффициент пропускания воды у основных и дополнительных слоёв должен быть не менее:

  • 1 м/сут – основания автодорог различного назначения;
  • 0.2 м/сут – морозозащитные прослойки в составе оснований автодороги;
  • 7 м/сут – дренаж при обустройстве аэродромных оснований.

Свойство пластичности для песчано-щебёночной смеси необходимо при укладке и эксплуатации готового полотна. В первом случае важна функции распределения по поверхности, – масса горной породы должна легко разравниваться под механическим воздействием дорожной техники или ручным трудом. Во втором случае, свойство пластичности должно обеспечить надёжное прилегание к грунтовому или иному основанию, без сползания в стороны.

Группа Пл1 присуща щебню высоких марок (М1200, М1300, М1400). Показатель Пл2 важен при устройстве автодорог 1–3 категорий. Пл3 – автодороги 4 или 5 категорий.

Водостойкость ЩПС – это способность впитывать и отдавать воду. Главный критерий, минимальное насыщение смеси влагой. При избытке жидкости в составе подсыпки, проявляется текучесть, уменьшается сцепление с основанием и между элементами смеси, теряется жёсткость и прочность, – дорога начинает «плыть».

Объёмные характеристики

Для транспортировки и укладки щебня, гравия и песка необходимо знать две технических характеристики:

  • насыпная плотность;
  • объёмный вес.

На основании этих данных производится определение объёмной усадки и общего веса необходимого материала для строительных работ.

При известных значениях коэффициента уплотнения ШПС, насыпной плотности и объёма транспортной ёмкости вычисляется масса перевозимого груза.

По насыпной плотности определяется марка состава «щебень-гравий-песок»:

Значения насыпной плотности, г/см³ Марка смеси

0.250

250

>0.250 ≥ 0.300

300

>0.300 ≥ 0.350

350

>0.350 ≥ 0.400

400

>0.400 ≥ 0.450

450

>0.450 ≥ 0.500

500

>0.500 ≥ 0.600

600

>0.600 ≥ 0.700

700

>0.700 ≥ 0.800

800

>0.800 ≥ 0.900

900

>0.900 ≥ 1.000

1000

>1.000 ≥ 1.100

1100

 

Средний коэффициент уплотнения для ЩПС принимается 1.2.

ПРИМЕР. Необходимо рассчитать нагрузку на железнодорожный вагон (внутренний объём 45 м³) для смеси марки 500.

  • М = (0,450+0,500г/см³)/2*1000*45м³*1,2 = 25650кг (или 25,650 тонн).

Таким же образом производятся расчёты для любого транспортного средства.

Объёмный вес – это плотность сыпучего груза. Для приблизительных расчётов можно принимать величину, полученную умножением насыпной плотности на коэффициент уплотнения.

ПРИМЕР. Средний объёмный вес смеси 500:

  • G = (0,450+0,500г/см³)/2*1000*1,2 = 570 кг/м³.

ВАЖНО! Объёмный вес и плотность материала – суть разные величины:

  • средняя объёмная плотность песка составляет 1300–1800 кг/м³, физическая 2000–2800 кг/м³;
  • гранитный щебень – 1430 и 2600 кг/м³, соответственно;
  • гравий ≈ 1400–1700 кг/м³ и 2300–2590 кг/м³.

Практика применения

При промышленных масштабах строительства, для работ с ЩПС используются нормативные документы, – ГОСТ, СНиП, ТУ предприятий (Технические Условия) и рекомендации на их основе. При малоэтажном строительстве (частное домостроение) и оборудовании придомовой территории (стоянка для автомобиля, пешеходные дорожки, площадки около беседки и т.п.) мастера чаще всего руководствуются приобретённым опытом и здравым смыслом. Но, не редки ошибки:

  • укладка песка-щебня производится на плодородный слой почвы (дёрн);
  • отсыпка осуществляется на рыхлый, не уплотнённый грунт;
  • монтаж ЩПС на увлажнённое и «раскисшее» почвенное основание;
  • не соблюдается равномерная толщина покрытия на всей урываемой площади;
  • используется недостаточная толщина слоя;
  • на склонах не устанавливаются тормозящие барьеры (например, металлическая сетка), препятствующие сползанию или осыпанию щебёнки-песка;
  • не производится уплотнение основания и насыпного слоя;
  • применяется состав с избыточным содержанием грязевых и глинистых включений.

Избежав подобных ошибок и используя необходимые по составу ЩПС, можно выполнить надёжное основание на своём участке и придомовой территории.

Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!

Подбери подрядчика