Щебеночно-песчаная смесь (ЩПС)
Строительство различных объектов производится с применением искусственных и природных сыпучих материалов в виде смесей. Натуральный продукт – это известняк, гранит, гравий и компоненты на их основе, фракционный песок и щебень. Композиция из щебня и песка называется ЩПС – щебёночно-песчанная смесь.
Описание
Не сведущие люди, слыша впервые аббревиатуру «ЩПС», часто путают строительную смесь «песок-щебень» с обычным щебнем из известняка, гранита или гравия. Что же такое – ЩПС?
В общем понимании – это отходы, образующиеся при добыче и переработке горных гранитных или известняковых пород. Содержат в себе различные фракции (обломки) сырья, в том числе, карьерный песок.
Производство щебень-песка
В процессе разработки горных пород, крупные части гранита или известняка вывозятся. Оставшуюся смесь из карьерного песка и щебня различной фракционности транспортируют на дробильную фабрику. Производится очистка от грязевых и посторонних включений, сортировка, дробление. Полученную массу пропускают через сита. Таким образом создаётся несколько видов строительного материала. Состав и характеристики ШПС регламентируются ГОСТ25607-94 (ранее ГОСТ25607-83) «Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов».
Классификация
Основной критерий при разбивке на группы – размер зерна (фракционность щебня):
Маркировка | Фракция, мм | Области применения |
---|---|---|
С1 |
40.0 |
Составы для образования покрытий при строительстве автодорог различного назначения |
С2 |
20.0 |
|
С3 |
120.0 |
Составы с непрерывной гранулометрией. Содержат все типоразмеры щебня. Применяются для создания дополнительных слоёв дорожного полотна. Используются для отсыпки обочин, формирования подушек |
С4 |
80.0 |
|
С5 |
80.0 |
|
С6 |
40.0 |
|
С7 |
20.0 |
|
С8 |
20.0 |
|
С9 |
80.0 |
Составы с полупрерывистой гранулометрией. Отсутствуют некоторые типоразмеры дроблёной породы. Ближайшие фракции существенно отличаются по объёму зерна. Применяются на первичном этапе строительства. Возможна отсыпка обочин. Содержит значительное количество песка |
С10 |
40.0 |
|
С11 |
20.0 |
|
С12 |
10.0 |
Составы для расклинцовки, – заполнение пустот между крупноразмерными зёрнами щебня |
С13 |
5.0 |
ПРИМЕЧАНИЕ. Грязевые, пылевидные и глинистые включения не должны превышать:
- 20% от общей массы для составов, применяемых при образовании оснований;
- 10% – при укладке покрытий.
Из таблицы можно заметить, что некоторые смеси имеют схожую фракционность и характеристики. Например, стоящие рядом ЩПС С4 и ЩПС С5. В обоих наличествует фракция 80мм. Но, для С5 характерно преобладание мелкой фракции, – до 40–50 мм. В С4 – превалирует 60–70 мм.
Обочины и внутренние слои должны хорошо пропускать влагу от атмосферных осадков. Поэтому, другой важный показатель, – дренирующие свойства. Коэффициент пропускания воды у основных и дополнительных слоёв должен быть не менее:
- 1 м/сут – основания автодорог различного назначения;
- 0.2 м/сут – морозозащитные прослойки в составе оснований автодороги;
- 7 м/сут – дренаж при обустройстве аэродромных оснований.
Свойство пластичности для песчано-щебёночной смеси необходимо при укладке и эксплуатации готового полотна. В первом случае важна функции распределения по поверхности, – масса горной породы должна легко разравниваться под механическим воздействием дорожной техники или ручным трудом. Во втором случае, свойство пластичности должно обеспечить надёжное прилегание к грунтовому или иному основанию, без сползания в стороны.
Группа Пл1 присуща щебню высоких марок (М1200, М1300, М1400). Показатель Пл2 важен при устройстве автодорог 1–3 категорий. Пл3 – автодороги 4 или 5 категорий.
Водостойкость ЩПС – это способность впитывать и отдавать воду. Главный критерий, минимальное насыщение смеси влагой. При избытке жидкости в составе подсыпки, проявляется текучесть, уменьшается сцепление с основанием и между элементами смеси, теряется жёсткость и прочность, – дорога начинает «плыть».
Объёмные характеристики
Для транспортировки и укладки щебня, гравия и песка необходимо знать две технических характеристики:
- насыпная плотность;
- объёмный вес.
На основании этих данных производится определение объёмной усадки и общего веса необходимого материала для строительных работ.
При известных значениях коэффициента уплотнения ШПС, насыпной плотности и объёма транспортной ёмкости вычисляется масса перевозимого груза.
По насыпной плотности определяется марка состава «щебень-гравий-песок»:
Значения насыпной плотности, г/см³ | Марка смеси |
---|---|
0.250 |
250 |
>0.250 ≥ 0.300 |
300 |
>0.300 ≥ 0.350 |
350 |
>0.350 ≥ 0.400 |
400 |
>0.400 ≥ 0.450 |
450 |
>0.450 ≥ 0.500 |
500 |
>0.500 ≥ 0.600 |
600 |
>0.600 ≥ 0.700 |
700 |
>0.700 ≥ 0.800 |
800 |
>0.800 ≥ 0.900 |
900 |
>0.900 ≥ 1.000 |
1000 |
>1.000 ≥ 1.100 |
1100 |
Средний коэффициент уплотнения для ЩПС принимается 1.2.
ПРИМЕР. Необходимо рассчитать нагрузку на железнодорожный вагон (внутренний объём 45 м³) для смеси марки 500.
- М = (0,450+0,500г/см³)/2*1000*45м³*1,2 = 25650кг (или 25,650 тонн).
Таким же образом производятся расчёты для любого транспортного средства.
Объёмный вес – это плотность сыпучего груза. Для приблизительных расчётов можно принимать величину, полученную умножением насыпной плотности на коэффициент уплотнения.
ПРИМЕР. Средний объёмный вес смеси 500:
- G = (0,450+0,500г/см³)/2*1000*1,2 = 570 кг/м³.
ВАЖНО! Объёмный вес и плотность материала – суть разные величины:
- средняя объёмная плотность песка составляет 1300–1800 кг/м³, физическая 2000–2800 кг/м³;
- гранитный щебень – 1430 и 2600 кг/м³, соответственно;
- гравий ≈ 1400–1700 кг/м³ и 2300–2590 кг/м³.
Практика применения
При промышленных масштабах строительства, для работ с ЩПС используются нормативные документы, – ГОСТ, СНиП, ТУ предприятий (Технические Условия) и рекомендации на их основе. При малоэтажном строительстве (частное домостроение) и оборудовании придомовой территории (стоянка для автомобиля, пешеходные дорожки, площадки около беседки и т.п.) мастера чаще всего руководствуются приобретённым опытом и здравым смыслом. Но, не редки ошибки:
- укладка песка-щебня производится на плодородный слой почвы (дёрн);
- отсыпка осуществляется на рыхлый, не уплотнённый грунт;
- монтаж ЩПС на увлажнённое и «раскисшее» почвенное основание;
- не соблюдается равномерная толщина покрытия на всей урываемой площади;
- используется недостаточная толщина слоя;
- на склонах не устанавливаются тормозящие барьеры (например, металлическая сетка), препятствующие сползанию или осыпанию щебёнки-песка;
- не производится уплотнение основания и насыпного слоя;
- применяется состав с избыточным содержанием грязевых и глинистых включений.
Избежав подобных ошибок и используя необходимые по составу ЩПС, можно выполнить надёжное основание на своём участке и придомовой территории.
Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!
Другие статьи
-
Как выбрать удачные шторы// Правила выбора одежды для загородного дома
Дом – материальное выражение наших предпочтений о красоте, удобстве, ценностях
Читать далее