Вход

Особенности изготовления и использования бакелитовой фанеры

07 мая 2017

Фанера – это вид древесно-стружечного материала, производимого путем склеивания прессованных листов шпона. Различают несколько типов фанеры, их характеристики во многом зависят от применяемого склеивающего вещества и отличаются уровнем прочности, влаго- и износостойкости.

Особое место в этой группе материалов занимает бакелитовая фанера. Она превосходит другие варианты практически по всем параметрам: влагоустойчивости, долговечности, обладает огнеупорностью, способна выдерживать большую амплитуду температурных колебаний. Ее эксплуатируют в достаточно сложных условиях. Достаточно упомянуть, что фанера этого типа применяется не только в строительной сфере, но даже в судостроении и производстве автомобилей. Чем же объясняются такие качества материала?

Бакелитовая фанера: что это такое

фанера

Бакелитовую продукцию изготовляют из лущеного шпона, представляющего собой тончайшие листы древесины. Чаще всего используют березовый материал, поскольку он лучше впитывает составы пропитки по сравнению со шпоном из хвойных пород древесины. Смежные слои складывают таким образом, чтобы волокна в них располагались строго перпендикулярно друг к другу, подобно сетке. Такой подход способствует приданию материалу особой прочности на разрыв и изгиб.

При этом для наружных слоев применяют листы шпона целые по ширине. А для внутренних слоев нормы допускают использование шпонированного материала, состоящего из отдельных полос. Значение ширины каждой полосы предусматривается не меньше 200 мм (для бакелизированной фанеры марки ФБС эта величина устанавливается стандартом не меньше, чем 400 мм).

Пропитывают листы шпона синтетической смолой и бакелитовым лаком, а затем склеивают в специальных камерах, где под воздействием высоких температур и давления происходит прессование материала. Смолы и лак проникают в структуру древесины и на выходе получают прочный фанерный лист, характеризующийся следующими свойствами:

  • Водостойкостью, материал прекрасно противостоит воздействию пресной и соленой воды;
  • Устойчивостью к термической деформации.
  • Пожаростойкостью. Фанера обугливается при температуре 350 градусов, однако не воспламеняется и не поддерживает активное горение.
  • Материал не подвержен гниению, грибку, образованию микроорганизмов и не нуждается в дополнительных защитных покрытиях.
  • Прочностью. Фанерные листы выдерживают значительные нагрузки прямого и бокового направления;
  • Высокими показателями сопротивляемости агрессивным средам, фанере не страшны слабые кислоты и щелочи, воздействие керосина или бензина.

Производители выпускают несколько марок бакелизированной фанеры, отличающихся склеивающим компонентом. Буквенные знаки в маркировке готового материала указывают на сорт применяемого клеевого средства.

  • ФБС – для создания материала применяются спирторастворимые смолы. Здесь акцент сделан на пропитку внешних слоев, которые прекрасно справляются с влиянием агрессивных сред. Поэтому данный вид фанеры применяют для обшивки катеров и яхт, в строительной сфере, где элементы используются в атмосферных условиях. 
  • В этой категории выделяется отдельная марка ФБС 1, в данном материале пропитке подвергают абсолютно все пластины шпона. Наличие в маркировке фанеры ФБС  буквы А указывает, что выпуск фанеры ориентирован на использование в автомобильном производстве. Из нее делают борта и полы кузовов, трейлеры.
  • ФБВ – вариация фанеры, где используют водорастворимые смолы. Сфера применения – изготовление внутренних элементов в кораблестроении и автомобильном производстве. Для конструкций, которые подвергаются атмосферному воздействию, внешние поверхности фанеры ФБВ защищают дополнительно лакокрасочным покрытием.

Применение бакелизированной фанеры в строительстве

Не обошла вниманием супер фанеру и строительная отрасль. Листы, пропитанные бакелитовым лаком, нашли применение:

  • В качестве подложки при обустройстве мягкой кровли.
  • Для покрытия пола (чернового, а иногда и чистового), особенно это относится к производственным помещениям.
  • Для монтажа опалубки, причем она может быть использована для этих работ многократно. Чаще всего ее применяют при строительстве монолитных конструкций.

Если листы покрыты ламинирующим слоем, то они имеют идеально ровную и гладкую поверхность, отбраковывается материал с наличием вмятин, и малейших царапин, и если на кромка есть признаки расслоения. Такая фанера используется для внутренней отделки. Еще одно достоинство материала – это его теплоизоляционные свойства, которые выше, чем у исходного древесного сырья, что обеспечивается его слоистой структурой.

Размеры бакелизированной фанеры ФБВ и ФБС

Толщина изготовляемых листов фанеры варьируется в диапазоне 5 – 40 мм, наиболее востребованными считаются листы, где толщина находится в пределах 5 – 18 мм. Производители выпускают материал нескольких стандартных типоразмеров, в которых ширина соответствует 1250, 1500 и 1550 мм. Что касается длины, то она может отвечать параметрам от полутора до 5,7 метра.

Большие листы фанеры удобны для укладки полового покрытия: положив один-единственный цельный лист, можно закрыть большую часть площади и быстро выполнить объем работ.

Разобравшись в достоинствах бакелизированной фанеры и уяснив, что это такое, можно сделать выбор в пользу материала при устройстве многих строительных работ, изготовлении катера, яхты или мебели.

Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!

Подбери подрядчика