Вход

Асфальтирование своими руками

21 июня 2017

Если вам надоело месить грязь и спотыкаться на различных неровностях, разумное решение выполнить асфальтирование двора частного дома. Это позволит удобное хождение по загородной территории в любую погоду, без луж и грязи, придаст ей ухоженность и законченность общего вида, обеспеченное, при грамотной укладке асфальта, на долгие годы при проведении своевременных ремонтов и надлежащем уходе.

Основные достоинства и недостатки асфальтовых покрытий

Ключевые плюсы:

ачфальтовое покрытие родъезда к дому
  • оптимальность соотношения цены и качества, обусловленная низкой стоимостью использованных материалов;
  • простая технология укладки асфальта, позволяющая самостоятельное выполнение работ;
  • скорость покрытия даже больших площадей по сравнению с устройством бетонных или сборных тротуарных плиточных конструктивов. Укладка выполняется за несколько часов;
  • простота ремонта повреждённых фрагментов
  • при обрамлении площадок, дорожек, цветочных клумб небольшими бордюрами получается красивый и эстетичный вид дворов;
  • водонепроницаемость покрытия
  • достаточная прочность, надёжность и долговечность при правильном исполнении;
  • асфальтирование на даче не даст возможности прорастать через покрытие сорнякам;
  • возможность использования специализированных технических средств;
  • лёгкость обслуживания, в летнее время достаточно смести метлой мусор, и промыть поверхность с помощью обычного садового шланга, а зимой на ровном покрытии удобно убирать снег.

Имеющиеся минусы:

  • характерные запахи, исходящие от асфальта в жару, особенно в первое время после асфальтирования площадки, что обусловлено наличием битумных составляющих, источающих неприятные ароматы при нагреве с созданием определённого дискомфорта;
  • дворовые территории, в основном, уплотняются ручными катками, что не обеспечивает высокой прочности верхних слоёв. В результате разогретый солнечными лучами асфальт может деформироваться под весом тяжёлого транспорта;
  • сложность при необходимости доставки на участок небольших объёмов асфальтовой смеси для проведения фрагментных ремонтов. Большинство поставщиков могут отказать в этом из-за отсутствия прибыльности;
  • невозможность конкурировать по красоте внешнего вида с дорогостоящими покрытиями.

Состав и разновидности асфальтобетона

Асфальтобетоны — искусственные материалы, получаемые рациональным подбором составляющих смеси с уплотнением её после укладки. В зависимости от входящих компонентов, соотношения их массовых частей и физических характеристик существует множество видов асфальта с подразделением на марки и типы.

В состав любого асфальтобетона входят:

  • минеральные порошки, получаемые дроблением горных пород с высоким содержанием углеродных соединений (известняк или другие закаменевшие органические отложения). Большое содержание таких порошков придаёт материалу повышенную вязкость в сочетании с прочностью. Свойство таких смесей гасить внутренние колебания конструкций без образования трещин на покрытии, позволяет устройство дорожного проезда на автомобильных мостах. Успешно используются для асфальтирования дорог и площадок
  • битум, содержащийся в большинстве видов в небольших количествах (от 4-х до 5-ти %). Исключением являются литые смеси, содержащие ≥ 10-ти % битума. Битум придаёт смеси повышение текучести, облегчающую её распределение по площади покрытия, и упругость после уплотнения и затвердения. Основное применение литых асфальтов — асфальтирование участков со сложным рельефом и ремонт дорожных покрытий. Повышенное содержание битумов используется для асфальтов, укладываемых в суровых климатических зонах, при отрицательных температурах и необходимости открытия движения сразу после сдачи участка дороги или мостового перехода;
  • песок используется в большинстве видов асфальтобетона, единственное исключение — смеси с большим содержанием гравия. Природные пески подвергаются тщательной очистке, а искусственные, получаемые дроблением скальных пород, сразу готовы к использованию;
  • щебень или гравий, играющий роль защитного компонента, образующего каркас асфальтобетона для восприятия значительных нагрузок.

По содержанию наполнителей различаются следующие типы:

  • А — от 50-ти до 60-ти % щебня;
  • Б — 40…50 % щебня или гравия;
  • В — гравий или щебень от 30-ти до 40-ка %;
  • Г — песок или отсевы от дробления ≤ 30-ти %;
  • Д — содержание природных или искусственных песков до 70-ти %.
асфальт готов к укладке

В зависимости от наибольших размеров минеральных зёрен в смеси подразделяются на следующие классы:

  • крупнозернистый первый класс — ≤ 40-ка мм. Используется для асфальтирования автомобильных магистралей с интенсивным движением автомобилей большой грузоподъёмности и других автомобильных трасс разных классов;
  • второй класс — с мелкими зёрнами ≤ 20-ти мм. Укладывается на пешеходных улицах и площадях;
  • третий — песчаные смеси с зёрнами ≤ 10-ти мм. Мелкие фракции зёрен плотно соприкасаются, что позволяет устраивать идеально ровные поверхности. Основное назначение — пешеходные тротуары, садовые дорожки, благоустройство дворовых территорий и спортивных площадок.

По процентному содержанию перечисленных компонентов ГОСТ 9128-2009 подразделяет асфальтовые смеси на три марки с подробным описанием требуемых составов, технических характеристик и области использования. Там же приведены рекомендации по добавлению различных дополнительных присадок для повышения гидрофобности, морозостойкости, износоустойчивости и гибкости покрытий.

Самое широкое применение в асфальтировании автодорог, их ремонте и обустройстве частных дворов с устройством транспортных подъездов находит вторая марка.

В зависимости от температуры укладки асфальтовые смеси делятся на 2 типа:

  1. Горячие, укладываемые с температурой ≥ 110-ти градусов. Горячая смесь перевозится специальным транспортом, получившим название кохер, или в самосвалах с подогретым кузовом. При необходимости подготовка под асфальтирование выполняется с размягчением основания под влиянием высоких температур. После разравнивания смесь укатывается катками. Получаемое прочное покрытие получило наибольшее распространение в дорожных работах и благоустройстве городских и загородных территорий;
  2. Холодные, которые укладываются с температурами ≥ 5-ти градусов. При приготовлении используются битумы с пониженной вязкостью, что позволяет смеси сохраняться в рыхлом состоянии более длительное время, а после укатывания быстрее застывать. Чаще всего такой асфальтобетон применяется для ямочных ремонтов, укладки на тротуарах и дворовых проездах, которые не подвержены интенсивным нагрузкам.

Любой качественный асфальтобетон может изготавливаться только из сертифицированных материалов, поэтому при заказе обязательно нужно требовать сертификаты качества и оформление паспорта на асфальтобетон.

Этапы асфальтирования

Для укладки асфальта рекомендуется выбрать сухую погоду с плюсовой температурой ≥ 10-ти градусов.

Поэтапный порядок выполнения включает следующие работы:

укладка асфальта вручную
  1. На листе миллиметровки в масштабе вычерчивается схема расположения дома, хозяйственных построек, дорожек к ним, площадка вокруг дома и проезд для автомобиля. Корни растущих деревьев могут деформировать покрытие, поэтому желательно, чтобы деревья располагались в удалении ≥ 2-х м от намеченных контуров.
  2. Подсчёт потребности материалов. Всю площадь рекомендуется застелить геотекстилем с напуском на стенки и засыпать слоем песка толщиной 10-ть см, щебня на дорожки понадобится толщиной 5 см, на площадку 15-ть, а непосредственно на проезд 25-ть см, количество ограждающих элементов подсчитывается по длине контуров, подлежащих асфальтированию. Асфальта потребуется в количестве 1 т на 10 м 2 при толщине слоя 5-ть см, на проездах асфальт рекомендуется уложить в два слоя (5-ть плюс 3-и см). Заказ делается на горячие мелкозернистые смеси, на дорожках можно уложить песчаные, но тоже горячие.
  3. Подготовка следующих инструментов:
    • совковая лопата каждому работнику;
    • прочный шнур;
    • швабра-движок из доски метровой ширины с ручкой длиной 2,5 м;
    • ручная трамбовка, представляющая собой отрезок бруса или круглого бревна с закреплённой в основании металлической квадратной пластины (сторона 20-ть см) и прибитой сверху ручкой в виде продольной деревянной планки;
    • ручной каток весом ≥ 100 кг.

    Для периодического смазывания инструмента, во избежание прилипания к нему горячего асфальтобетона, потребуется небольшое количество солярки.

  4. Перенос намеченных контуров на местность с закреплением деревянными колышками.
  5. Разработка грунта на глубину перечисленных слоёв с уборкой корней сорняков, кустарников и деревьев. Асфальтовое покрытие должно выполнять на одном уровне с окружающей поверхностью земли или возвышаться до 5-ти см (всё зависит от рельефа местности и вашего желания). Уплотнение основания.
  6. Установка бордюров на одной отметке с будущим асфальтобетоном или на 2…3 см выше. Сначала устанавливаются бордюры по краям дорожки или площадки, выравниваются по высоте, натягивается шнур, по которому выкладываются промежуточные элементы. Фиксация бордюров выполняется с использованием цементного раствора и досыпкой уплотнённым грунтом.
  7. Засыпка песка, для эффективного уплотнения используется смачивание песчаной подушки водой, настилка геотекстиля для уменьшения продавливания щебня в песок.
  8. Укладка щебня с тщательным укатыванием катком. Вниз укладываются более крупные фракции, а сверху расклинцовка выполняется более мелкими фракциями. Уплотнённый щебень проливается битумной мастикой.
  9. Привезённый асфальт выгружается отдельными кучками. Чтобы он не остыл, раскладку необходимо выполнять быстро с привлечением нескольких помощников. Разравнивание выполняется при помощи швабры-движка. Один человек начинает укатывание поверхности ручным катком, для достижения большего эффекта на катке может встать человек с солидной комплекцией. При предусмотренных поперечных уклонах, закатывание осуществляется движением снизу вверх. Движение катка должно быть плавным, без рывков. Важно соблюдать одинаковое число проходов на всех полосах. Каток недопустимо останавливать на не застывших участках, во избежание прихватывания к покрытию. В труднодоступных местах асфальт уплотняется ручными трамбовками. Нельзя забывать о необходимости периодического смачивания инструментов соляркой. При возможности большую часть поверхности рекомендуется укатывать большими катками или виброплитами, имеющимися в специализированных организациях. Это значительно повысит прочность и качество уложенного покрытия.
  10. В завершении можно окрасить всю заасфальтированную площадь специальными красками для асфальта с получением необходимых оттенков.

На этом работы можно считать законченными.

Как сэкономить 40% бюджета на строительстве? Пришлем ответ на почту!

Подбери подрядчика